Хамиз/Четверг, 24.04.2014, 05:39

Авар мац1алъул ва адабияталъул муг1алимзабазул сайт

Аслияб | Регистрация гьабе | Жаниве вач1ине
Ассалам г1алайкум Гость
RSS
Гьанир руго
Авар мац1 ва адабият [64]
Русский язык и литература [13]
Классное руководство [4]
Библиотека [9]
Цогидаб [8]
Ц1ех-рех
Моц1рул харж киг1ан бугеб дуе?
Всего ответов: 4
Сайталда руго

Киналниги сайталда руго: 0
Гьобол: 0
Сайталъул г1ахьалчи: 0
Сайталде ине
Балагьизе
Пайдаял сайтал
  • Файловый хостинг
  • Сайт химика
  • Сайт историка
  • Социальный педагог
  • Учитель ОБЖ
  • Гьеч1о
  • Каталог файлов


    Аслияб » Файлы » Русский язык и литература

    «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ»
    20.02.2010, 16:39

    Русский язык. 5 класс

     

    «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ»

     

     

    ЦЕЛИ: сформировать понятие об одушевленности и неодушевленности;

    сформировать умение определять одушевленное имя существительное или неодушевленное;

    развивать умение логически мыслить, убедительно строить свои рассуждения;

    воспитывать интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина,

    любовь к родному слову по произведениям поэта,

    воспитание читательского вкуса.

    МЕТОДЫ: беседа,

    наблюдения над текстом, самостоятельная работа, игра, выразительное чтение.

    ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

    ОБОРУДОВАНИЕ: стенд «С любовью к А.С. Пушкину»

    (портрет поэта, рисунки учащихся «Герои произведений А.С. Пушкина», иллюстрации к сказкам);

    портрет няни поэта, сборник сказок А.С. Пушкина «Я там был, мед, пиво пил…)

     

    Ход урока

    1. Оргмомент

    (нацелить учащихся на урок).

    Учитель:

    - Долгожданный дан звонок,

    Начинаем наш урок!

    Желаю вам, ребята, на уроке:

    Побольше увидеть!

    Побольше услышать!

    Побольше запомнить!

    А потом все вспомнить!!!

    - Итак, мы сегодня снова отправляемся в волшебный город, где живут наши с вами Части речи, - в город Частереченск. Но прежде, чем откроются волшебные ворота города, вы, ребята, должны пройти испытания.

     

    Подготовительный этап.

     

    Испытание № 1. Назовите автора этих строк и его произведение

    (учитель читает наизусть отрывок, ученики по ходу чтения начинают читать его вместе с учителем).

    -Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет;

    Он бежит себе в волнах

    На раздутых парусах.

    Мимо острова крутого,

    Мимо города большого;

    Пушки с пристани палят,

    Кораблю пристать велят.

    Пристают к заставе гости…

    (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

     

    Учитель:

    \-Хорошо, первое испытание вы прошли успешно. Помог вам пройти в город Частереченск великий русский поэт А.С. Пушкин, чье имя звучит уже третье столетие.

    В школе проходит Неделя русского языка и литературы «С любовью к Пушкину.» Вы готовились к встрече с поэтом: посмотрели научно-популярный фильм «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», провели конкурс рисунков «Герои произведений А.С. Пушкина.» Вот ваши знания помогут пройти сейчас вам второе испытание.

    Игра «Четвертый лишний»:

    1. Узнай героев А.С. Пушкина:

    Гвидон, Балда, Солнце, Незнайка.

    Людмила, Елисей, Руслан, Светлана.

    2.Узнай друзей поэта:

    Пущин, Семенов, Дельвиг, Данзас.

    3. Назовите города, связанные с жизнью А.С. Пушкина:

    Москва, Пушкинские Горы, Владивосток, Санкт-Петербург.

    4. Назовите пушкинские места на Псковщине:

    Тригорское, Михайловское, Иваново, Петровское.

    5. Найдите лишнее имя среди членов семьи поэта:

    Александр, Анастасия, Мария, Григорий.

    6. Чьи портреты А.С. Пушкина вам известны?

    Тропинин, Ге, Кипренский, Малевич.

    Учитель:

    - 2-е испытание прошли успешно, молодцы!

    3. Проверка домашнего задания.

    1.3-е испытание: упражнение 474, стр. 184.

    (Проверка домашнего задания)

    Учитель: просмотр тетрадей с домашним заданием, работы над ошибками, каллиграфии, аккуратности).

    2. Учитель:

    Герои произведений А.С. Пушкина будут помогать вам, ребята, закреплять пройденное, узнавать новое. (На доске записан текст.)

    На доске:

    Царь с царицею простился,

    В путь-дорогу снарядился,

    И царица у окна

    Села ждать его одна.

    Ждет-пождет с утра до ночи,

    Смотрит в поле, инда очи

    Разболелись глядючи

    С белой зори до ночи;

    Не видать милого друга!

    (А.С. Пушкин)

     

    Задания:

    1. Назвать произведение поэта («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

    2.Объяснить лексическое значение слова очи (глаза).

    3. Определить, какой частью речи являются выделенные слова.

    Учитель(опрос теоретического материала) :

    - Какая часть речи занимает одно из главных мест нашей речи?

    (имя существительное. Существительным является почти каждое второе слово в нашей речи).

    - На какие вопросы может отвечать имя существительное?

    - Что оно обозначает?

    - Какие грамматические признаки имеет эта часть речи?

    - Какими членами предложения может быть имя существительное?

    - Приведите примеры имен существительных из произведений А.С. Пушкина.

    4. Изучение нового материала.

    Учитель:

    - Продолжаем изучение темы «Имя существительное.»

    Сегодня поговорим об именах существительных одушевленных и неодушевленных.

    Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

    / /

    одуш. неодуш.

    / /

    кто? что?

    Задание: Рассмотрите рисунки (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», перечислите живые существа, вещи, изображенные на рисунках.

    - Какие из них отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

    Вывод. Правило стр. 186!

    Одушевленные имена сущ. отвечают на вопросы кто?

    Неодушевленные имена сущ. отвечают на вопрос что?

    5. Закрепление нового материала.

    1. Работа с учебником: выполнить упражнение № 478 стр. 186 по заданию письменно. (Наглядность – портрет няни).

    В имени царя Салтана и в сказках Пушкина нет ничего загадочного. Заглянем в его записи сказок со слов Арины Родионовны: «Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними». Конец сказки Пушкин записал так: «Царь Султан едет на остров, узнает свою жену и детей и возвращается с ними домой». (По М.В. Горбаневскому).

    2. Работа с текстом по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» (текст раздается учащимся на листах:

    Долго царь был неутешен,

    Но как быть?

    И он был грешен;

    Год прошел как сон пустой,

    Царь женился на другой.

    Правду молвить, молодица

    Уж и впрямь была царица:

    Высока, стройна, бела,

    И умом и всем взяла;

    Но зато горда, ломлива,

    Своенравна и ревнива.

    Ей в приданое дано

    Было зеркальце одно;

    Свойство зеркальце имело:

    Говорить оно умело.

    А. Пушкин.

    Задание к тексту:

    Разделите все имена существительные из этого текста на две группы: одуш. и неодуш. ( задание выполняется самостоятельно: один ученик у доски, остальные – в тетрадях, затем коллективно проверка) .

    Дополнительный вопрос: Что говорило зеркальце? (Ответ оценивается)

    6. Возьмите на заметку!

    И.п.

    Схема: Сущ. мн.ч.: Р.п. : И.п.=В.п. – неодуш.: народы

    В.п. : Р.п. = В.п. – одуш. : кукла

    Учитель:

    -Деление на одуш. и неодуш. у существительных не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Например, названия растений считаются неодушевленными сущ., а слова: кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь - относятся к одушевленным.

    К неодуш. относятся также слова: народ, толпа, взвод, стая, группа, молодежь, крестьянство, детвора и др.

    7. Закрепление.

    Игровое упражнение.

    Учитель произносит слова, а учащиеся должны хлопнуть в ладоши , если считают, что имя существительное одуш. :

    Человек, трава, цветы, медведь, земля, вол, бегемот, волк, стол, собака, ромашка, дерево, нога, девочка, чашка, дитя, ведро, очи, кошка, ребенок, дама, дом, семья, карандаш, весло, снеговик, мадам, кукла, валет.

    8. Возьмите на заметку!

    В художественной литературе и фольклоре широко используется прием олицетворения – изображение неживых существ как живых. Например : «Уж небо осенью дышало», «Петушок…стал стречь его границу», «Молва трубит», «Что же зеркальце в ответ?».

    9. Домашнее задание.

    § 90 стр. 186, записи в тетради «Возьмите на заметку!» , упр. 482 стр. 187

    10. Итог урока, оценки за урок.

     

     

     

                                                                                                                                       Агъада гьоркьохеб школалъул авар

                                                                                                                     мац1алъул ва адабияталъул муг1алим                

                                                                                                                                            Мух1амад Дибирм1ух1амадов 

                                                                                                                                    Скачано с сайта: http://agada.moy.su

    Категория: Русский язык и литература | Добавил: weux
    Просмотров: 13024 | Загрузок: 340 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 3
    Avatar 28.02.2011 в 16:44 Наталья написал: Спасибо
    Avatar 27.02.2011 в 16:00 аленамбю.юбьт ио написал: прикольнод
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация гьабе | Жаниве вач1ине ]
    html counterсчетчик посетителей сайта
    Рейтинг@Mail.ru Push 2 Check Яндекс.Метрика
    Аваристан © 2014
    Создать сайт бесплатно